Дети с ограниченными возможностями здоровья:
как дойти до каждого?
Сложный вопрос, ответы на который должны искать все: от чиновников до общественников… У родителей вопросов значительно больше, чем у всех нас, ставящих перед собой задачи и отчитывающихся о результатах работы…
Самое главное, чтоб почаще этот вопрос обсуждался совместно, при участии всех заинтересованных лиц. И родителей поддерживать, ведь каждая мама права: «Мы ж не виноваты в этом…»
На заседании Координационного Совета при главе города Бердска по вопросам инвалидов именно у родителей было много вопросов…
Согласно плану работы Правления «Союза женщин города Бердска» по согласованию с директором МБОУ СОШ №9 представители Правления «Союза…», Общественной палаты города Бердска под председательством члена Общественной палаты Новосибирской области Раисы Устиновой посетят школу №9 25 апреля как участницу проекта «Социализация детей с ОВЗ».
Цель такой совместной работы- подготовка к рассмотрению вопроса на заседании Общественной палаты города Бердска.
Тысяча особых детей, и каждого учить по-своему
Наталия Захарова (журналист городской газеты «Бердские новости»)
Где лучше обучаться ребенку с особыми образовательными потребностями: в коррекционном классе или в условиях инклюзивной школы или сада? Сколько именно детей с ОВЗ и инвалидностью придут осенью в первый класс? Именно эти вопросы обсуждали на очередном заседании координационного совета по делам инвалидов заинтересованные специалисты.
Директор МКУ «Управление образования и молодежной политики» Жанна Тузова констатировала, что на данный момент в школах и садах Бердска обучается 990 детей с ограниченными возможностями, 183 из них имеют инвалидность. В городе нет специализированных учреждений для особых детей, и все они получают образование, в зависимости от степени выраженности недостатков физического или психического развития. В школах числится 483 ребенка с ОВЗ (131 имеют инвалидность). У большей части этих детей – задержка психического развития; далее следуют диагнозы: умственная отсталость, ДЦП, РАС, нарушения речи, зрения, слуха. 347 из них обучаются инклюзивно в обычных классах. В трех школах (3, 9, 12) созданы 6 коррекционных классов, где занимаются 39 детей.
Также уже очень много в городе особых детей дошкольного возраста: 507 малышей имеют статус ОВЗ, 52 – инвалидность. У 195 детишек наблюдается ЗПР, у такого же количества – нарушения речи, 67 имеют нарушения зрения, 20 – расстройства аутистического спектра, 12 – нарушения опорно-двигательного аппарата, 11 – умственную отсталость, 7 – нарушения слуха. Для коррекции отклонений в развитии в ДОУ созданы 105 групп.
Пять бердских школ: № 3, 4, 8, 9, 12 – вошли в проект «Социализация детей с ОВЗ». Мало того, школа № 12 на выставке «УчСиб» завоевала большую Золотую медаль: опыт работы с особыми детьми был признан лучшим. В сентябре в школе № 4 был открыт ресурсный класс для детей с РАС, и главным результатом работы большой слаженной команды является то, что уже два ребенка посещают общеобразовательный класс.
Начальник управления образования Жанна Тузова озвучила проблему, которая значительно осложняет работу педагогов: дело в том, что у них нет четких данных по детям с РАС и детям с другими особенностями в развитии: «Статистику по заболеваниям медики нам, к сожалению, не предоставляют, ссылаясь на защиту персональных данных. В итоге мы видим только тех ребят, которые посещают сады. И поэтому я обратилась к представителям общественных организаций, мы будем общаться в группе в WhatsApp, чтобы точно знать, сколько малышей придут в первый класс и какие условия для их обучения нам нужно создать».
Родители хотят коррекционную школу
На этом совещании у педагогов была возможность услышать от родителей детей с ОВЗ, что их больше всего тревожит, познакомиться с мамочками, чьи дети в этом году пойдут в школу. В частности, Анна Диденко не понимает, почему в городе не открывают школу коррекционной направленности: «Когда мы пришли в учреждение, нам обещали, что откроют коррекционный класс, однако потом родители решили, что лучше нашим детям – в обычных классах в рамках инклюзивного образования. Сначала я сына сопровождала в школу, потом его перевели на индивидуальное обучение. Я не понимаю, как можно определять в один класс детей с ЗРП, аутистов, и при этом уделять внимание здоровым детям?».
У другой бердчанки – ребенок с синдромом Дауна. Она мечтает, чтобы сын посещал детский сад, и как можно дольше: другие воспитанники его любят, помогают ему. Однако педсовет решил, что время посещения ДОУ с 7 до 9 часов: «Я не вижу смысла нахождения ребенка в саду 2 часа. Хотя это инклюзия, он должен общаться с детками». Еще одна выступающая – мама ребенка-аутиста, посещающего дошкольное учреждение, задает актуальный вопрос: «У меня старший ребенок ходит в школу № 10. Будет ли на базе этой школы проводиться коррекционная работа с детьми с РАС?». Еще одна реплика от родителей: «Ребенку выделили воспитательницу-тьютора, которой 60 лет» …
Участники совещания каждый вопрос взяли на заметку, пообещали, что тщательно разберутся с каждой ситуацией и семьей, и постараются помочь, найти оптимальное решение.
– Да, признаем, проблем остается много, но работа ведется, и ведется огромная. И приоритетом для нас остается обучение детей особых, требующих пристального внимания: детей с ОВЗ, инвалидов. Сейчас стоит задача: социализация детей через инклюзивное образование. Мы учимся, у нас не всегда все получается, но мы от этой цели никуда не отойдем, и наше сотрудничество со всеми специалистами города и наукой в этом направлении будет только развиваться, – подчеркнула Жанна Тузова.
В частности, директор центра психолого-психологического сопровождения «Перспектива» Ольга Добролюбская рассказала, что каждый год на территориальной психолого-медико-педагогической комиссии рассматривают порядка 550-560 детей, которым подтверждается либо устанавливается статус ОВЗ. И каждое заседание комиссии – пытка найти правильный вариант сопровождения ребенка. Специалисты центра провели 2835 консультаций, 1020 – по телефону доверия.
– По итогам научно-практической конференции «Аутизм: вызовы и решения», которая прошла недавно в Бердске, принято решение заключить соглашение с Федеральным ресурсным центром на оказание консультативно-методического сопровождения по вопросам комплексной помощи лицам с РАС. Кроме того, бердчане планируют обратиться к Губернатору НСО с просьбой: рассмотреть возможность создания ресурсных классов для адаптации этих детей в других школах.
По словам Анны Ветровой,зав. отделением реабилитации детей с ОВЗ центра социальной помощи семье и детям «Юнона», в их учреждении на протяжении 19 лет существует группа дневного пребывания, где ребятишки-инвалиды и дети с ОВЗ получают комплексную социальную реабилитацию. Родители отмечают, что у ребятишек после этой реабилитации налицо положительные сдвиги: они начинают самостоятельно выполнять элементарную домашнюю работу. Благодаря участию в конкурсах социально значимых проектов, центр «Юнона» пополняет свой арсенал новым оборудованием. 118 детей приняли участие в проекте «Радость движения»: в итоге у многих скорректировалась эмоционально-волевая сфера, у 70% подопечных улучшились координация движения, выносливость мышц и осанки. Для детей спсихо-неврологической патологией успешно реализуется технология «Я познаю мир», включающая раннее вмешательство специалистов с использованием технологии экспрессивной терапии. Это позволяет практически у 100 % детей с ДЦП, аутизмом, ЗПР активизировать координацию движения, равновесия, контроль тела.
– Еще у нас пользуется спросом технология по запуску речи у детей с алалией, которая результаты дает колоссальные: у 90 % детей, прошедших реабилитацию, появляются звуки, которые в дальнейшем корректируются в речь. Но, к сожалению, потребность в таких услугах большая, и очередь огромная.
О результатах мониторинга объектов, нанесенных на «Карту возможностей особого ребенка», рассказала директор БЭМК, председатель Правления МОО «Союз женщин города Бердска», заместитель председателя комиссии по вопросам семьи и детства Общественной палаты НСО от Бердска Раиса Устинова. Проект «Карта возможностей особого ребенка» запущен в рамках десятилетия детства и направлен на то, чтобы помочь родителям сориентироваться в объектах, доступных для ребенка с инвалидностью.
В апреле в качестве эксперта Раиса Устинова посетила ДОУ 17, 27 и школу № 8. Кроме того, что она проверила данные анкет о наличии в учреждениях объектов доступной среды, и они подтвердились, она прошла по школам, чтобы понять, какие условия созданы для детей, которые требуют особой поддержки.
– Я посмотрела, как работает тьютор в восьмой школе. Как ребенок, которому уже 16 лет, проходит обучение в первом классе – насколько это непросто и тревожно как для психолога, так и для родителей. Посмотрела на подъемник, на котором доставляют этого ребенка в кабинеты на втором – третьем этажах. Мы с тревогой и заинтересованностью обсуждали вопросы, которых масса. Действительно, как в классе, где несколько учащихся с ОВЗ, уделить внимание каждому ребенку? Да, никто не знает своего ребенка лучше его родителей, и они должны быть рядом с такими ребятишками. И у меня в связи с этим два предложения. Во-первых, всячески поощрять родителей, которые, несмотря ни на какие трудности, ведут детей в детский сад, школу, на следж-хоккей, стучатся во все двери, чтобы их детям было хорошо. А также добиваться улучшения материальной базы образовательных учреждений. Так, в ДОУ № 27 налажена уникальная система коррекции детей с нарушениями зрения, и туда ведут ребятишек из других садов; но оборудование уже требует обновления.