Людмила Зенкова: «Я росла в любви»
«Матерями славится наш город» – так назвали совместный проект, приуроченный к трехсотлетию города Бердска, общественная организация «Союз женщин города Бердска» и редакция «Бердских новостей».
Активом организаторов поставлена цель: начиная с 2016 года, являющегося важной вехой в истории развития нашей территории, рассказывать на страницах первой городской газеты об успешных женщинах. О бердчанках, которым удалось ярко проявиться в профессии, состояться в ней и добиться высокого статуса в обществе. При этом быть просто счастливой, любимой, растить детей…Первой героиней в этой рубрике неслучайно стала кандидат педагогических наук Людмила Зенкова, руководитель областного комитета Российского профсоюза работников культуры, человек, хорошо в Бердске и за его пределами известный.
Красивая, позитивная, образованная бердчанка, которая сегодня отстаивает интересы работников культуры всего региона и не боится делать это, выступая с трибуны, выезжая в районы… Счастливая женщина, не утратившая радостное восприятие мира, несмотря на все выпавшие на ее долю трудности и беды, вырастившая любящих успешных детей, дошедшая до рубежа ожидания внуков, при этом оставшаяся в душе утонченной маленькой девочкой, у которой сильный личностный стержень и бойцовский характер.
«Через тернии – к звездам»? – так свой жизненный путь с улыбкой характуеризует Людмила Германовна. К звездам – это значит вперед и вверх, по восходящей, с позитивом и настроем на победу, на самореализацию, на то, чтобы помогать людям.
В этой женщине сочетается несочетаемое: утонченность и воля, нежность и твердость… Ей удается не пасовать пред трудностями, не ныть, не раскисать, когда у других опускаются руки. Что побуждает ее делать шаг навстречу судьбе и является ориентиром, когда безошибочно выбирает оптимально выигрышные для всех справедливые варианты исхода событий? Об этом и о многом другом, важном для каждого – в интервью с женственной и яркой, при этом скоромной и чертовски обаятельной и привлекательной для всех землячкой, у которой – большое будущее.
Людмила Германовна не скрывает, сталь ее характера, спрятанная под прекрасными платьями и облаком светлых волос, закалялась в процессе жизни, незаметно и постепенно.
За хрупкой внешностью кисейной барышни с малых лет окружение усматривало в ней сильную личность. Эта девочка стремилась всему научиться, она хотела быть! – и быть счастливой. Легко ли это?
-Легко не было никогда. Я родилась недалеко от Бухары, и все детство, юность до двадцати лет прожила там. Попали мы туда благодаря нашей прабабушке, у которой была большая семья. Они жили в Пензенской области, туда дошли слухи, что в Узбекистане легко прожить, много фруктов, овощей, проще с питанием, одежды не надо столько, как в Сибири, несколько урожаев снимают за год. Словом, уехали туда родственники еще до войны. Когда прибыли на место, стало понятно, что трудности, как и преимущества, есть везде, но семья обосновалась на новом месте и прижилась, несмотря на совершенно другую культуру, уклад жизни. Материально было действительно легче, а с другой стороны, и не совсем. Но семья закрепилась и назад уже не вернулась. А когда началась Великая Отечественная война, мужчины уходили ан фронт, стало не до возвращения. В послевоенное время тоже было не до переезда.
-Как ладили с другими народами?
-Жили хорошо. Узбеки – народ гостеприимный. Мы на их традициях, что в Средней Азии заложены, воспитывались: это и уважение к старшим. И особое почтение к главе семьи, и трепетное отношение к женщине, матери. Там дети и взрослые соблюдают субординацию, помнят, кто перед тобой, на мать никогда не повышают голоса. Ко всем женщинам относятся всегда с уважением.
-Наверное, это слияние с другой культурой повлияло на воспитание в семье, на выбор профессии?
-Безусловно. Мне было комфортно в этой среде. Я росла в любви. Во втором классе пошла в музыкальную школу и сразу была нацелена на то, что в будущем моя профессия будет связана с культурой, и работа окажется в этой плоскости. Так мечталось. И по жизни так сложилось, что мечты мои исполняются – потому что когда поставлена четкая цель и ты не ждешь, что все упадет с неба, а делаешь шаг за шагом навстречу судьбе, все складывается, как задумано. И приходят учителя. Мне всегда везло на учителей. Я им всем благодарна.
-Наверное, и им повезло – Вы были старательной ученицей?
-В музыкальной школе и в общеобразовательной были хорошие учителя, классные руководители, классы были хорошие. Жили мы дружно, независимо от национальности, общались и совместно вели дела: русские, узбеки. Для нас был как родная среда. А как иначе?! Я там родилась, и мои родители тоже. Несколько поколений нашего рода связаны с Узбекистаном кровными узами. И в выборе профессии не было сомнений. Я поступила в училище искусств в Бухаре, на фортепианное отделение, отучилась там 4 года. Было желание поступить в консерваторию, но вышла замуж – посчитала – это важнее. Так Вячеслав, мой муж, был военнослужащим, надо было переезжать с места на место, вслед за ним, в то время было распределение на Украину. И мы два года жили на Украине. Тоже познали все прелести украинской культуры и сложности, связанные с их менталитетом. И в те времена уже начинались трения, проскальзывали проявления негативного отношения к русским, тем более, что жили мы под Львовом, в Западной Украине. И там было особое отношение к русским. Нельзя было говорит по-русски. Пересекая границу, оказавшись на территории Западной Украины, мы сразу чувствовали враждебное к себе отношение со стороны коренных жителей. То есть, двадцать с лишним лет назад, эти люди вели себя точно так же по отношению к русским, словно мы «низшая раса». И тогда уже свергались памятники пионерам-героям, героям Великой Отечественной войны, что для нас – кощунство, и мы не понимали почему? Взамен разрушенным они устанавливали свои культовые памятники, у них была своя особая политика.
– Наверное, от всего негативного по отношении к русским хотелось отстраниться? Поэтому вы вернулись в Россию. А как оказались в Бердске?
-Когда развалился Советский Союз, надо было многим военным людям одномоментно принимать решение – куда ехать? Или гражданство принимать, или увольняться из Армии. Муж – молодой вертолетчик, перспективный, влюбленный в небо и в свою профессию, – вся жизнь его была посвящена этому. Он не мог остаться без работы. Но и в Украине не мог остаться. Удалось перевестись, была замена только на Норильск. Мне мама говорила: «Люда, ты видишь где это вообще на карте?! Посмотри, куда ты собралась ехать!» Мы согласились на перевод в Норильск, а что делать? Других вариантов не было. Но вмешался случай: документы потерялись – в итоге мы остались в Новосибирске. Сначала там и жили, муж служил в Толмачево, а потом сформировалась в Бердске бригада, и он служил в Бердской вертолетной эскадрильи. 11 лет назад он разбился… С тех пор стало еще сложнее, но надо идти вперед.
-Что помогает выживать в таких вот ситуациях страшной потери и внезапно образовавшегося вакуума?
-Дети. У меня две дочери, одной 26, другой 21. Обе взрослые уже, самостоятельные, я их очень люблю – за двоих. Одна из дочерей замужем – ждем внучка. Я знала: ради них надо стараться и выдержать все. Счастье, что они есть, и что они рядом. Дочери пошли по моим стопам. Я – преподаватель фортепиано, окончила Новосибирский педуниверситет по специальности «Историк-культуролог», и они тоже – преподаватели: иностранных языков и вокала. Работают в Бердске.
-Какие впечатления остались от студенческой жизни?
– У нас в педуниверситете была очень хорошая группа. С нами училась Елена Георгиевна Симонова, – во всем и всегда помогала, была заводилой. Мы с тех пор все годы дружим. Конечно, она была рядом, когда мужа не стало. Евгения Ивановна Губарь тоже очень сильно поддерживала в трудный час, когда пришлось переехать в новую квартиру, ведь у нас с мужем была ипотека, а после стало тяжелей вдвое – в итоге переехали в другую квартиру, а там одни голые стены – и кошелек один. Все разложишь по полочкам – и зарплаты нет. Дочь в тот момент одиннадцать классов закончила, надо было учить дальше, – и училась! Друзья, работ удерживали на плаву, заставляли взять себя в руки. Вечером ляжешь, поплачешь, а утром собираешься на работу – знаешь, что тебя ждут, что надо заботиться о детях, коллегах, иди и делать дела. В итоге поняла из опыта жизни: с любым трудным периодом женщина может справиться. Главное: задать тон, поднять планку, быть требовательно к себе. Я всегда такой и была, понимала отчетливо: у меня дети, надо быть сильной.
-Вы сильная?
-Я считаю – да!
-Сила Ваша, как женщины, в чем?
-Я Овен по знаку зодиака. Я настойчивая, целеустремленная. Если понимаю, что это надо сделать – я это делаю. Не хожу по головам, но не буду спать спокойно, пока не дойду до поставленной цели. Главное – понимать, что надо делать. Это понимание научило по-особому контактировать с людьми, вникать в их проблемы, когда работала директором в школе искусств «Берегиня». Я знала, чем живет коллектив, какие у кого проблемы: семейные и со здоровьем. Я никогда не оставалась в стороне, потому что считаю – надо идти навстречу, быть полезной людям, это самое главное. Раз человеку это нужно – значит это надо делать! Считаю правильным такой девиз.
-Что вам как волшебнику хочется изменить, исправить в своей судьбе?
-То, что не в силах изменить: чтобы все были живы, здоровы, чтобы все было как раньше, в самом начале, когда подрастали дети. Муж любил небо. У него было огромное желание летать. И я его понимала. В моей семье у мамы моей бабушка и сестра ее были женами военных-вертолетчиков. И с детских лет я летала на вертолетах с бабушкой. Она умела дружить, у нее всегда был полный дом гостей – вертолетчики и их семьи. Она баню топила, всех угощала, встречала, ходила на рынок, чтобы вкусненькое приготовить. Я была счастлива в браке, и не говорила: «Или я, или небо!». Мы учились в одной школе, он был старше на 4 года. Встретились случайно – на одной дорожке, когда я шла в магазин, а он – навстречу. Пересеклись пути, и больше уже не расставались. Мы хорошо прожили отмеренный период совместной жизни. Было тяжело в 35 лет стать вдовой. Поэтому мой совет: берегите друг друга, цените каждое мгновение рядом с любимыми! Я благодарная работе, друзьям. Помню: прошло несколько дней после трагедии, а у нас – международный фестиваль, большая делегация гостей, и надо стоять на сцене, встречать…
-Не проще в столь сложный час надо уйти в тень, дать себе передышку, выиграть время, накопить силы для преодоления?!.
-Проще, но не факт, что лучше. В такие минуты понимаешь одно: надо, горькие моменты формируют, закаляют тебя – так «закаляется сталь». Они есть в судьбе каждого. Оглядываясь назад, вижу: в детстве я была девочкой хрупкой и нежной, мама везде за ручку водила, но я хотела сама принимать решения, делать выбор, строить свою судьбу, и к пятому классу стала самостоятельной. Постоянно активом пионеров ходили и выступали на различных площадках от музыкальной школы, гимны пели. Я с малых лет знала, что такое конференция, съезд, пленум. Меня это привлекало. Причем, были многочасовые репетиции, длительная подготовка к мероприятиям, но нам все нравилось – была такая кипучая веселая жизнь!
-Самое яркое впечатление детства?
-Меня отправляли в «Артек», мне было одиннадцать лет. Впечатления – на всю жизнь. Сплотились, завязалась дружба – на годы. Мы долго-долго переписывались, с кем-тио общаемся до сих пор. Было здорово! Много что посмотрели в Крыму за время артековской смены. Когда в прошлом году там снова побывала – воспоминания ожили: о, «Артек»! – сердце тебя помнит! После такой школы понимаешь, что ты в своем маленьком городе – не песчинка, частица большого целого.
-Вы ходили в детский сад? Что запомнилось больше всего из этого периода?
-Да, детский сад был для меня важен, он давал возможность общения с огромным числом людей: как детей, так и взрослых. Больше всего из детсадовской жизни любила детские утренники, потому что мама всегда шила мне наряды. Это были короны, платья их марли, – такие красочные. Мы выглядели как королевы!
-Каким был период начальной школы, подростковый возраст и юношеский в вашей судьбе? Как запомнился? И что Вы взяли с собой оттуда во взрослую жизнь?
-Умение трудиться над собой и убежденность, что если есть желание что-то сказать и сделать – это надо делать. Помню, как в октябрята на линейке торжественной принимали, как пионерами металл, макулатуру собирали, с огромным желанием, радостно, и как на демонстрацию ходили с удовольствиями – семьями, это было традицией. А когда учились в школе – на шествия выдвигались всем классом, школой. Сейчас в обкоме профсоюза работаем точно так же – ходим на митинги и понимаем, что надо делать все, что в наших силах, что от нас на самом деле зависит многое. Что о делах своих заявлять надо, чтобы правительство региона, страны слышало, знало о проблемах, что есть. Ведь если этого не делать, нас никто и никогда не услышит, не узнает, что нас на самом деле волнует, что издаваемые законы нуждаются в доработке.
-Откройте секрет: как Вам удается всегда выглядеть безупречно?
-Это уже привычка. С детства была аккуратной. Мама учила одеваться и презентовать себя.
– А если не будете успевать сделать прическу или маникюр чем пожертвуете?
-Такого не может быть – я успею! И прическу, и наряд, и глаза накрасить. Встану пораньше, спланирую свое время. В семье все шили: мама, бабушка… Я тоже не чураюсь никакой работы, и было время, даже зарабатывала шитьем на жизнь, когда с ребенком сидела дома. Как-то задалась вопросом: если не буду директором, как смогу жить, что стану делать? И сделала открытие, полистав газету с объявлениями о приеме на работу: могу с ребенком нянчиться, шить, музыке учить. Я работоспособная, не ленивая, на работе очень активная. Не люблю сто раз повторять. Мне и самой все надо делать сразу, четко, и от других жду того же. Когда стала директором ДШИ «Берегиня», считаю, мне повезло – подобралась команда хорошая, как механизм отлаженная, без сбоев трудится, до сих пор. Команда – это в любом деле главное.
-Вы планируете дела, жизнь?
-Моя жизнь спланирована недели на две. Я приучила себя к тому, чтобы в плотном ритме жить и работать, даже на отдыхе.
-Вы второй год работаете в обкоме профсоюза работников культуры, в вашей жизни новый этап. Он Вам нравится?
– Да. Мне хотелось пойти дальше и работать в Новосибирске. Это совершенно новая работа Команду надо формировать. В обкоме профсоюза, который я возглавляю, только три человека, на всю Новосибирскую область, где 180 учреждений культуры и пять тысяч членов профсоюза. Нужны мобильные и активные специалисты, по районам надо ездить, работать с коллективами учреждений, рассказывать о роли профсоюзов, о том, как эта работа важна для людей. Что надо не в противовес руководству учреждений действовать, а консолидировано добиваться гарантий для сотрудников учреждений. На высоком уровне региона и России решать вопросы. Я этого не боюсь, надо мной нет начальников, я возглавляю обком Российского профсоюза, к которому прислушивается правительство страны. В команду к себе зову людей образованных, опытных и отважных, готовых работать много, укрепляя авторитет профсоюзов.
-Не страшно выступать на всех уровнях власти?
-У меня чувства волнения перед аудиторией нет. Помогает большой опыт публичных выступлений. Еще была хорошая школа – защита диссертации, все прошло успешно, хотя опять же было совсем непросто.
-Публичность – это тяжелая ноша?
– Когда понимаешь, что это надо делать, что ради достижения цели (и не столько личной, сколько общественно значимой) снимаются все вопросы. По той же причине иду в Общественный совет при министерстве культуры Новосибирской области. Работы много, вопросов – еще больше. Есть опыт решения поставленных задач. И когда удается решить проблему, и люди благодарны, крепнет уверенность, что мы (профсоюзные деятели, патриоты своей страны) – на правильном пути!
-Вы счастливая женщина?
-Думаю, что да. Мне дано в этой жизни было побыть любимым ребенком, счастливой женой и матерью, приносить пользу обществу, занимаясь своей профсоюзной работой – это для человека самое главное. И я знаю, что путь к этому счастью был трудным, но я справляюсь. Когда Слава был жив, все шло гладко, и казалось, так всегда будет. Я была счастливой. После его гибели, конечно, рыдала, но не была размазней. Замуж не вышла, но у меня все хорошо в личном плане и на работе. Я строгая мама: и к себе требовательна, и к другим, но я счастлива в своих детях. Кристина и Виктория это знают, как и то, что я их очень любою. Они меня тоже любят, поддерживают. Я – счастливый человек, потому что стремлюсь преодолеть выпавшие на долю трудности. Продолжаю идти вперед. Понимаю, что самое дорогое, что у меня есть, это дети, работа, родные, друзья.