Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по итогам круглого стола на тему:

«Проблемы многодетных семей России и пути их решения»

24 мая 2018 года город Москва

5 февраля 2018 года Общественной палатой Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности при поддержке Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства проведен круглый стол на тему: «Проблемы многодетных семей России и пути их решения» (далее – круглый стол, мероприятие).

В круглом столе приняли участие члены Общественной палаты, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также члены рабочей группы по вопросам многодетных семей при Комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, материнства и детства, представители некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере поддержки семей с детьми.

Участники мероприятия обсудили проблемные вопросы правового положения многодетных семей, предоставления многодетным семьям региональных мер социальной поддержки, а также совершенствования законодательства в части предоставления данной поддержки и реализации политики в сфере защиты семьи, повышения рождаемости, улучшения материального, социального положения и повышения авторитета многодетных семей.

Участники мероприятия отметили, что ключевым несовершенством действующего нормативного правового регулирования отношений по установлению статуса многодетной семьи и предоставлению ей мер государственной поддержки является отсутствие единого определения понятия «многодетная семья», а также четких критериев наделения семьи статусом многодетной. Региональный опыт нормативного регулирования свидетельствует о существовании многообразных подходов к формированию критериев и требований к кругу лиц, входящих в состав многодетной семьи, и территориальной организации проживания многодетной семьи, в том числе к решению вопросов регистрации многодетной семьи в случае, если члены семьи проживают на разных территориях.

Предоставление существующей в субъектах Российской Федерации системы мер материальной и социальной поддержки многодетных семей нередко ставится в зависимость от уровня материального благосостояния и дохода семьи, что приводит к смешению различных по своему содержанию понятий «многодетная» и «малоимущая» семья и соответствующему умалению прав семей среднего достатка. Данная ситуация способствует распространению практики искусственного занижения размера дохода. Многодетные семьи, члены которых получают официальную заработную плату, оказываются лишены льгот в связи с превышением уровня дохода величины прожиточного минимума. При этом разрабатываемые и реализуемые государственные программы ориентированы на содействие семьям, находящимся в стесненных условиях, трудной жизненной ситуации, что лишь способствует размыванию границ между многодетной семьей, требующей поддержки в силу своего демографического потенциала, и семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Действующий порядок наделения статусом многодетной семьи предполагает получение подтверждающего статус удостоверения. Порядок, условия получения, форма и срок действия удостоверения, периодичность его переоформления определены в законодательстве и подзаконном регулировании субъектов Российской Федерации. Территориальная сфера действия удостоверения определена границами региона, что предполагает при перемещении на территорию иного субъекта Российской Федерации подтверждение статуса и получение соответствующего документа. Отсутствие единого формата документа, подтверждающего статус многодетной семьи, создает трудности в пользовании мерами поддержки на территории субъектов России.

Вопросам социального обеспечения многодетных семей участники мероприятия уделили повышенное внимание. По итогам изучения проведенного Общественной палатой анализа законодательных инициатив отмечено, что за период 2015-2017 годов предпринимались попытки совершенствования законодательства в части улучшения материального и социального положения многодетных семей. Согласно проведенному Общественной палатой исследованию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации за указанный период было внесено 10 проектов федеральных законов, закрепляющих меры государственной имущественной поддержки и меры, устанавливающие налоговые льготы для многодетных семей, содействующие организации образовательной деятельности, а также корректирующие порядок предоставления оплачиваемых отпусков родителям, имеющим трех и более детей. Ни один из законопроектов в рамках законодательного процесса не реализован.

Общественной палатой в 2018 году проведен мониторинг исполнения Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года No 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», по итогам которого выработан комплекс мер институциональной, а также материальной государственной поддержки. В исследовании Общественной палаты приняли участие более 3 000 многодетных семей из 53 субъектов Российской Федерации.

Результаты опроса семей позволяют сделать вывод о том, что актуальной проблемой остается низкий уровень информационного обеспечения населения о действующих в регионах механизмах поддержки – значительная доля респондентов не знает о наличии той или иной меры государственной поддержки многодетных семей либо считает, что такие меры отсутствуют на территории субъекта Российской Федерации. Так, например, порядка 83% опрошенных многодетных семей не пользуются своим правом на бесплатное посещение 1 раз в месяц музеев, парков культуры и отдыха, а  также выставок, потому что не осведомлены о существовании такой меры поддержки. Более 90% многодетных семей имеют детей, посещающих школы. Из них 34% семей пользуются правом на бесплатный проезд детей на внутригородском транспорте, пригородных автобусах и внутрирайонных линиях. При этом 32% опрошенных не знают о наличии на территории субъекта Российской Федерации вышеуказанной льготы либо считают, что она отсутствует. 60% опрошенных многодетных семей не пользуются льготой по обеспечению детей бесплатной школьной формой, потому что либо не знают (22%) о наличии на территории субъекта Федерации такой льготы, либо считают, что такая мера государственной поддержки отсутствует (38%).

Участники круглого стола отметили, что значительная доля семей регулярно сталкивается с трудностями в получении мер государственной поддержки. По результатам опроса семей, низким уровнем доступности обладают следующие меры: бесплатная выдача лекарств для детей в возрасте до 6 лет; бесплатное обеспечение школьной формой; скидки на оплату услуг ЖКХ. При этом существенные затруднения у многодетных семей вызывает получение земельных участков и жилья по причине больших очередей (ожидание в очереди исчисляется годами). В ряде случаев при наличии очереди на получение льготы такая мера поддержки отменяется без предложения альтернативы.

Действующий порядок получения мер поддержки предполагает предоставление в уполномоченный орган пакета документов, предусмотренного для каждой меры. При этом при получении нескольких видов поддержки ряд документов подлежит неоднократному направлению в уполномоченный орган, что в отсутствие единой системы, обеспечивающей сбор и хранение направляемых документов, усложняет процесс взаимодействия с органами власти и затягивает процедуру получения поддержки.

Негативным фактором действующего в субъектах Российской Федерации регулирования является отсутствие действенных механизмов, содействующих организации и проведению многодетной̆ семьёй̆ совместного отдыха. В ряде регионов отсутствует механизм компенсации многодетным семьям затрат, понесенных на организацию детского отдыха. В то же время результат опроса многодетных семей позволяет сделать вывод о том, что существует запрос на развитие механизмов поддержки в части предоставления льготного проезда до места отдыха и оздоровления детей, возможности покупки льготных путевок в санатории, пансионаты, дома отдыха для детей. Сохраняет свою актуальность запрос на предоставление льгот на приобретение авиабилетов на всех членов многодетной семьи к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации.

При обсуждении обозначенных вопросов участники мероприятия подчеркнули, что особые трудности испытывают многодетные семьи, воспитывающие тяжелобольных детей. Родители, совмещающие воспитание здоровых детей и детей, страдающих тяжелыми заболеваниями, требующими регулярного посещения и длительного пребывания в медицинских организациях, испытывают высокий уровень социальной, эмоциональной и психологической нагрузки и нуждаются в помощи. По мнению участников круглого стола, такое содействие могут оказывать некоммерческие организации, оказывающие соответствующие социальные услуги. Однако в настоящее время наблюдается низкий уровень информационного сопровождения деятельности таких организаций, а также волонтерских проектов и программ в сфере поддержки многодетных семей.

Государственное регулирование вопросов социально‒экономического развития, планирования семейной и демографической политики направлено на предоставление гарантий и механизмов поддержки многодетных семей, обеспечивающих создание условий для их многостороннего развития. Вместе с тем обзор размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации свидетельствует об отсутствии общественного интереса в увеличении доли многодетных среди российских семей, что отражает сложившееся в обществе общее отношение к семьям с детьми и их особому статусу. В настоящее время отсутствует общественный запрос на развитие института многодетной семьи, в связи с чем, по мнению участников круглого стола, особую значимость обретает вопрос повышения авторитета многодетной семьи в условиях российского общества.

На основании вышеизложенного Общественная палата Российской Федерации рекомендует:

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

1) совершенствования нормативного правового регулирования многодетных семей, предусматривающего исключение территориального принципа предоставления статуса «многодетная семья» и обеспечивающего возможность признания многодетными семей, члены которых проживают на территории нескольких (разных) субъектов

(предлагаем переформулировать либо исключить этот пункт, поскольку нормативно-правовое регулирование осуществляет исполнительная власть (возможно перенести в рекомендации Правительству РФ);

2) использования при разработке проектов федеральных законов по вопросам совершенствования положения многодетных семей результатов проведенных Общественной палатой исследований (мониторинга), а также учета опыта законотворческой деятельности по обсуждаемой проблеме;

3) обеспечения законодательного закрепления понятия «многодетная семья» и ее особого статуса;

4) разработки федерального комплекса мер государственной поддержки многодетных семей, в том числе не требующих возникновения дополнительных расходов бюджета Российской Федерации (предлагаем исключить);

5) мониторинг регулирования отношений, возникающих в связи с предоставлением многодетным семьям мер государственной поддержки, направленного на исключение применения критерия уровня доходов и материальной обеспеченности при предоставлении мер социальной поддержки.

Правительству Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

1) разработки национального проекта поддержки семьи и традиционных семейных ценностей;

2) включения установления льготных тарифов на железнодорожные билеты и воздушные перевозки в целях содействия организации совместного отдыха семей с детьми в План основных мероприятий в рамках Десятилетия детства.

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации

рассмотреть возможность оказания содействия распространению социальной рекламы, ориентированной на повышение авторитета и формирование положительного образа многодетной семьи.

Фонду-оператору президентских грантов по развитию гражданского общества рассмотреть возможность дополнения критериев оценки заявок на участие в конкурсе по направлению «поддержка семьи, материнства, отцовства и детства» и связанным с ним направлениям положением о реализации мероприятий по повышению авторитета многодетных семей в обществе и оказанию поддержки многодетным семьям.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность создания информационного ресурса (единого личного кабинета), позволяющего обеспечивать подачу, обработку и хранение на Едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг документов для получения многодетными семьями мер государственной поддержки, а также отслеживать процесс предоставления уполномоченными органами исполнительной власти данных мер.

Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть возможность оказания содействия кинопроизводству, в рамках которого получат отражение традиционные семейные ценности, популяризация идеи ответственного отцовства, повышение авторитета многодетной семьи, распространение представлений о социальной привлекательности и престижа многодетной семьи.

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации)

Рассмотреть возможность:

1) принятия мер, направленных на обеспечение информационной открытости сведений о мерах государственной поддержки многодетных семей;

2) содействия обеспечению информационной осведомленности населения о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере поддержки многодетных семей;

3) содействия распространению социальной рекламы, направленной на укрепление института и авторитета многодетной семьи.

ОАО «Первый канал», ФГУП «ВГТРК», ООО «Национальный спортивный телеканал», ОАО «ТВ Центр»

Рассмотреть возможность:

1) увеличения доли передач, посвященных вопросам демографической политики России, значимости и демографического потенциала многодетных семей, которые будут способствовать формированию положительного общественного восприятия многодетных семей и пониманию многодетной семьи как неотъемлемого элемента российского общества;

2) увеличения распространения в пределах установленного законодательством о рекламе объема социальной рекламы, направленной на повышение авторитета и формирование положительного образа многодетной семьи.

ОАО «РЖД», авиакомпаниям, имеющим сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок

рассмотреть возможность разработки формата льготных тарифов для семей с детьми в целях содействия организации семейного отдыха («семейный билет»).

Общественным палатам субъектов Российской Федерации

рассмотреть возможность проведения мероприятий, ориентированных на выработку мер популяризации и повышения авторитета многодетных семей в обществе.